28 Панфиловцев

Это первая статья 2017 года в моем блоге. Хочу поделиться своими мыслями о только что просмотренном мной фильме «28 Панфиловцев». Ожидания были примерно следующими: фильм о войне, будет душераздирающая история о советских бойцах, пропаганда СССР и клише «За Родину! За Сталина». Как же я ошибался! Всего этого нет в фильме.

Фильм «28 Панфиловцев» 2016 год.

Режиссеры: Андрей Шальопа, Ким Дружинин.

Это очередной арт-хаусный фильм о «Великой Войне», только теперь он снят в виде компьютерной игры. Подобные попытки не новы — это уже было, например, у Федора Бондарчука в фильме «Сталинград». Надо отдать должное Федору: у него получилось достаточно нудно, затянуто и неинтересно, зато есть хоть какое-то знакомство с персонажами. Тут даже этого нет. Все дальнейшее — спойлер. Впрочем, это никак не помешает вашему восприятию: этот фильм — просто «войнушка», снятая по мотивам советского мифа.
Надо признать, что авторы сделали прекрасный ход: практически нулевое раскрытие персонажей, видимо для того, чтобы человек, не знающий историю своей страны, обратился в поисковик и прочитал о 28 панфиловцах.
Дело в том, что «подвиг панфиловцев» — советский пропагандистский миф, выдумка времен Второй Мировой, в реальности все было совсем по-другому. Стране нужны были герои и примеры мужества, чтобы поднимать моральный дух бойцов. Если откинуть в сторону историчность, которой в этом фильме практически нет, и предположить, что речь идет просто о красноармейцах, которые сражались с врагом, то получается примерно следующее.

Локация

В фильме есть сноска на то, что это Подмосковье и, следовательно, это те самые «панфиловцы», которые героически остановили наступление нацистов на Москву. Локация достаточно скудная, по сути большую часть хронометража действие происходит в открытом поле.

Персонажи

Только у избранных персонажей есть какие-то имена и звания: обычно показывают диалог, без вступления, на уровне «я расскажу тебе историю». Кому ты рассказываешь и главное — зачем? Красноармеец-красноармейцу? Это начинает бесить практически сразу: обезличенность. Персонажи — просто пустые «болванчики». Пустые диалоги и пустые лица. Интересно, только я один заметил, что бойцы РККА выглядят как-то сильно упитанными? У них спецпаек какой-то был, что масса росла, как на дрожжах? Или его вчера только призвали, а до этого он мясником работал? Таких откормленных в фильме хватает.

28панифловцев-откормленный_боец

Диалоги

Похоже, что пытались сделать фильм по Тарантино, который особый упор делает на диалоги, чтобы лучше раскрыть персонажей, но в «28 панфиловцев» это не работает по простой причине: диалоги не имеют смыслового наполнения и нет эмоциональной составляющей. Какая зрителю разница, что там бойцы говорят друг другу, если это абсолютно пустой треп? Причем неизвестно как этих бойцов даже зовут, я вообще о них ничего не знаю, меня авторы не знакомят с ними. По таким вот диалогам нельзя заставить зрителя сопереживать. Я не буду цитировать: они глупы, тупы и безнадежны. Часто бойцы говорят достаточно крамольные вещи для того времени: люди думали совсем не теми категориями, имели другое воспитание, были выращены в социуме, пропитанном советской пропагандой, поэтому нет никакого объяснения этой тупости сценариста. Хорошо хоть немецкие танкисты шоколадки не раздают советским бойцам, как это было у Михалкова.

Нацисты

О нацистах также ни слова, не раскрыты ужасы и преступления Третьего Рейха. Поэтому нет практически никакого переживания за бойцов Красной Армии. Нацисты в фильме — статисты, которые слепы, также обезличены и умирают в четко заскриптованных сценах, при этом имеют традиционную болезнь — «синдром штурмовика«.

Суть фильма

На самом деле фильм — это летсплей по факту. То есть режиссёр — как человек, который играет в компьютерную игру и потом выкладывает видео со своим прохождением игры, попутно комментируя.

Фильм-антисоветский

В фильме действительно ни разу не звучит слово «СССР» или «советский» или я пропустил? Против немцев воюют русские и казахи — такие условия этого мира, созданного авторами фильма. Я не буду отрываться от авторов и также буду называть их русскими и казахами. Есть момент, когда бойцы РККА ведут диалог о том, что «сейчас защищаем Россию, поэтому ты русский (говорит казаху)». То есть у бойца РККА явно выражен национализм, это в 41 году? Учитывая простой факт, что СССР декларировал интернационализм и вообще стирались грани национальностей. Например, азербайджанец запросто мог жениться на армянке. Как его политруки просмотрели? Или в СССР в то время можно было спокойно толкать речи о национализме? Бойцы русские и сражаются «За Россию!», я все правильно понял?

Идиотия в военном деле

Мне почему-то кажется, что когда человек в окопе стоит в полный рост, в него легче попасть. Каждый лишний сантиметр, который показывается из окопа, делает силуэт бойца более заметным. В фильме бойцы Красной Армии часто стоят в полный рост во время боя, как будто знают, что по сценарию не пришло еще время умирать, и это раздражает.

Дебильный нацистский флаг на танке

Особого внимания заслуживает нацистский флаг на танке. Если коротко, практически во всех армиях мира того времени (да и сейчас), крайне трепетно относятся к флагу, поскольку это символ. Нередки случаи, когда под огнем врага спасали боевое знамя, не оставляя врагу. Какой смысл обвязывать флагом заднюю часть башни танка? Для того, чтобы зритель понял, с кем воюют русские и казахи? В ходе боя его могут повредить пулей, осколком, он может банально испачкаться грязью. Какой в этом действии смысл? Они же не на параде. Или это для того, чтобы немецкий боец не перепутал немецкий танк в трех шагах от себя с советским танком, которой может незаметно телепортироваться из ниоткуда волей сценариста? Или их силуэты и очертания очень похожи? Или это просто художественный прием, чтобы немцы казались более «фашистистыми» и «нацистистыми»? В таком случае надо было бы в начале фильма сделать хотя бы 30 секундную вставку, где не рассказать, а показать ужасы, которые принес Третий Рейх всему миру и СССР в частности: спаленные города, убитые люди и т.д.

28панифловцев-дебильный_флаг

Боевые сцены

Особого внимания заслуживают боевые сцены, которые сняты, в целом, неплохо с технической точки зрения (смотрится натуралистично), но вот со здравым смыслом все очень плохо. Например, сцена, где нацисты ведут арт-подготовку. Показывают 4 орудия и действительно приходят 4 снаряда на позиции красноармейцев, показывают 4 разрыва. Буквально через секунды канонада становится непрерывной — это когда камера показывает очередной ничего не значащий диалог бойцов. И снова 4 орудия и 4 разрыва, когда в фокусе оказывается общий план. У немцев где-то скрытые батареи и орудия? Стоит хотя бы как-то намекнуть на это, а то создается впечатление несуразности происходящего.
То же самое происходит и со стрелковым оружием на поле боя: то постоянно ведется стрельба, то она стихает, будто бы нет целей и не по кому стрелять враждующим сторонам. Или все вымирают на какое-то время? Это странно.

Немцы-боты

Немцы в фильме — слепы и тупы, не имеют никакого инстинкта самосохранения. Это типичные боты из компьютерной игры, при этом очень заскриптованные и лагающие: они то и дело добегают до окопов под прикрытием танков и снова респаунятся назад. И пехота, и танки. Иначе никак не объяснить взаимосвязь между расстоянием и временем: вот немцы добежали под прикрытием танков до позиции русских-казахов. Оп! И пропали. Снова бегут. И так — не раз и не два. Это, видимо, режиссерская находка -бесить зрителей временно-пространственными искажениями.

Пулемет «из кустов»

Добежав до советских окопов, нацистские головорезы не спешат врываться в них, поскольку знают, что там сидят «полтора» бессмертных бойца с топором и саперной лопаткой наперевес, которых нельзя убить по условиям этого мира. Вот фрицы и не торопятся. Но все равно умирают, ведь из ниоткуда просыпается бравый советский пулеметчик и косит их стройными рядами, как мишени в тире. Причем бьет с фланга. Как же эта читерность русско-казахов умиляет! Тупые нацисты мрут пачками, как мухи.

Мое восприятие фильма

По сути, это компьютерная игра, где ты играешь попеременно за бойцов РККА. Когда им приходит время умирать (а все смерти четко заскриптованы), управление переходит на другого бойца. Чтобы сердце кровью не обливалось, нас не знакомят с бойцами поближе, а то вдруг ты вспомнишь, что твой дед мерз зимой 41-го в окопах и сражался за Родину против нацистов. А тут — пустые болванчики, картон без наполнения. У меня фильм «Коммандо» со Шварцнеггером вызывал гораздо сильней переживания, поскольку там был хоть какой-то сюжет и знакомство с персонажами.
Тут же все очень условно. Есть локация «Подмосковье», есть условные «наши», есть условные «не наши». Не испытывается переживания за «наших» и не испытываться ненависть к «не нашим», поскольку все это очень размыто и картонно. Разведки, похоже, нет у обоих сторон, авиация у нацистов — бесполезная, артиллерия — почти тоже, танки — не способны выполнять боевые задачи, пехота — ни на что не способна. Странно вообще, как они с такими войсками до Москвы дошли.
Что касается русских и казахских войск — персонажи иногда выдают баянистые шутки и тупейшие бессмысленные диалоги (если на них кликнуть), они так же безлики, как и немцы, обладают практически бессмертием, (ведь умирают строго в заскриптованных сценах) бездумно бесстрашны и ходят под пулями в полный рост. Ассоциировать это с реальными людьми у меня никакого желания нет. Как я понимаю, русско-казахским войскам авторы специально дали бонус «бессмертие», потому что в реальных боевых условиях они бы все умерли в течении нескольких минут, если бы так себя вели.

После просмотра фильма хочется спросить, а где эту игру скачать и как в нее можно поиграть? Хотя да, в самом начале игры фильма упоминалась какая-то компьютерная игра, но мне абсолютно не хочется включать «это» еще раз.

Фильм просто пустой. Спроси человека, что ему запомнилось в фильме ответ, скорее всего будет «да ничего». В нем нет ничего, пустые герои, пустая локация, ноль переживания. Посмотрел и забыл. Положительные отзывы на сайтах о этом фильме оставляют, видимо, боты, которые сыграли в фильме нацистов, наверное.

Теги:

9 комментариев
  1. Ответить
    Konung 31.01.2017 в 22:07

    Дебильнее отзыва я не читывал! Человек вообще не разбирается в предмете, а с умным видом пишет отзыв. По поводу флага на танке. Поясню для совсем дибилов. Это делалось для авиации. Чтобы своя авиация не отбомбилась по своим. Если ты не понимаешь таких вещей, о чём вообще можно с тобой разговаривать? Хоть бы почитал литературку соответствующую или посмотрел картинки того времени в интернете. А понаписал тут умных слов-то!

    • Спасибо за мнение. Я не понимаю какое военное училище вы закончили и где вы взяли такую стратегию боя, что во время атаки пехоты и танков, авиация наносит удар? Авиаудар наносится ДО атаки, а не ВО ВРЕМЯ, в суматохе боя не возможно точно определить где свои, а где противник, поскольку свои войска входят в непосредственный контакт с войсками противника. Поэтому сам факт флага на танке в данном конкретном случае-идиотизм авторов фильма.

  2. Ответить
    Сергей 14.02.2017 в 13:56

    Уважаемый тезка! Слово стратегия, вряд ли применимо в данном конкретном случае. Уместнее говорить о тактике. Штурмовые удары авиации применялись и непосредственно в ходе наступательного боя. Кроме того, в описываемое время, вермахт вел наступление на плохо подготовленные рубежи очаговой обороны. Полоса обороны отсутствовала как таковая, поэтому развертывание маршевых колонн зачастую происходило непосредственно на рубеже атаки. А маршевые колонны и есть приоритетная цель штурмовки.
    Впервые флаги для предотвращения ударов собственной авиации панцерваффе МАССОВО применили в Польскую компания. Тогда на вооружение были приняты Чешские 35-ки и 38-е. Пилоты люфтваффе еще плохо знали силуэты «новых» машин. Поэтому моторные отделения Шкод в приказном порядке накрывали флагами. Позже этот прием применялся эпизодически.
    В красной армии, на некоторых моделях танков (28-х и 35-х) для авиаидинтификации, на верхнем башенном броне листе выштамповывалась звезда во всю площадь башни. Позднее применялись различные условные фигуры, наносимые яркими контрастными красками.
    Изучайте вопрос, интересуйтесь, спрашивайте. Видео свидетельства найдете в интернете, их масса.

    • Спасибо за комментарий. Подозреваю что это могло место быть, как отдельно взятый эпизод. Ни о каком массовом явлении, как обматывание части башни танка флагом речи не идет, иначе это было бы широко известно. Действия фильма проходят в 41 году, это не 39, наверное пилоты люфтваффе за два года не смогли выучить силуэты немецкой бронетехники, или все таки необходимость в флаге на танке вызвана лишь желанием авторов фильма подчеркнуть эпичность сумрачности тевтонского военного гения? Могли бы вы дать источники информации о применении флагов на танке, как ориентира для пилотов люфтваффе. В фильме люфтваффе наносит авиаудары в ходе наступательного боя? Я просто не помню, а смотреть второй раз этот фильм-не хочется. И согласитесь нанести краской звезду(или другой знак по которому можно идентифицировать) на башню танка или обмотать флагом, это не одно и то же, даже с точки зрения практичности.

      • Ответить
        Сергей 16.02.2017 в 09:50

        Здравствуйте Сергей! Не знаю за что Вы так ополчились на фильм, но сам не смотрел, спорить не буду. История с флагами широко известна, посмотрите на форумах, почитайте воспоминания немецких танкистов, есть масса хроники. Если не ошибаюсь, последний раз видел в док. сериале » Die Deutschen Panzer» серия PzKpfw I-II. Да, еще у Артема Драбкина в мемуарах «Я дрался на штурмовике» есть описание штурмовки танковой колонны, когда флаги на немецкой броне облегчали прицеливание.
        Фотографии легче найти по тегу «Трофейные танки в панцерваффе». Дело в том, что на трофейной технике флаги растягивали в обязательном порядке. Причина очевидна.
        Кстате, наши танкисты очень любили трофейные Т-4, и с удовольствием их использовали в качестве командирских (прекрасные обзор, эргономика, оптика, связь). В мемуарах Ротмистрова есть эпизод, когда наши атаковали на трофейных тройках и четверках, а немцы оборонялись тремя Т-34.
        Что касается использования авиации, то в условиях абсолютного превосходства в воздухе, да при наличии авианаводчика, возможны любые варианты.
        С уважением, Сергей.

  3. Ответить
    бображелатель 24.05.2017 в 03:19

    Не так, чтобы совсем ожидаемо прочитать неплохую рецензию на сайте, посвященному такому бессмысленному занятия, как сбор сатоши ))
    Поэтому не поленюсь и отпишу своё мнение о ентом киношЫдевре придворного баснописца Бондарчука.
    Не хочу вдаваться в детали всего того абсурда, который можно видеть на экране. Если интересно, то посмотрите какого-нибудь Badcomedian или Кшыштовского. Они не то чтобы гуру, но во всяком случае могут достаточно аргументированно объяснить свой троллинг подобных киновыкидышей.

    Хочу акцентировать внимание на факте подмены понятий в современной России. В частности — доска Маннергейму (да-да, уже снятая, но памятники Колчаку пока в достатке), мироточащие императоры (Няшмяш не даст соврать), задрапированный мавзолей уже несколько лет кряду, георгиевские ленточки, как шнурки для школьников в канун 9го мая, плакаты бессмертного полка продающиеся в супермаркетах и многое-многое другое.

    У кремлевской пропаганды Путин — это одновременно и император РИ, и Иосиф Виссарионович, и демократичный президент. Самое интересное, что это всё каким-то волшебным образом умещается в голове обывателя, пусть и превращается в полнейшую кашу по факту электронного общения с жертвой пропаганды…

    Имхо, на протяжении, как минимум десятка лет в России идёт формирование «сословного капитализма», когда в уже ставшее буржуазным сознаниие буржуазным потребителя пытаются втиснуть посконное раболепие перед властью. Тут тебе и бояре, как высшие сановники страны (читай олигархи), тут и государевы люди (чиновники-казнокрады всех мастей), здесь и опричник (росгвардия, омоны и иже с ними).
    И насколько можно судить, как по нынешней истерии с шатанием власти Навальным (хотя вполне возможно это кремлевская креатура с неочевидными для среднестатических граждан целями), так и по ситуации с Украиной — планы с вечным царением Путина и его присных (у Рогозина сын стал гендиром Ила, дочка Путина глава российской «Силиконовой Долины» на Воробьевых горах и т.п.) вполне реальны. В итоге — передача власти по наследству, а Донбасс, как новая Колиивщина для русских, а попутно рычаг влияния на Украину и Запад.

    А что до Феди. Ну он молодец. Он давно и прочно вписался в пропагандистскую конъюнктуру кооператива «Озеро», также, как до него это сделал Барин (Михалков), а сейчас хоть тушкой, хоть чучелом пытаются влезть Поклонская, Яровая, Милонов (легион их).

    Как верно заметил хозяин блога — тихой сапой (во всяком случае, так должно казаться заказчикам из кремля) у людей из души (в голове уже ничего не осталось) вымывают остатки «советского человека», чтобы сделать удобно понукаемого подачками с барского «нефтяного» стола холопа. Дабы каждый мог проникнуться идеалами «России Которую Мы Потеряли». Ага, той самой, где повальные: детская и взрослая смертность, безграмотность, челобитные перед любым чинушей…

    Ну и бабки госбюджета тоже надо уметь пилить мало-мальски качественно. На мой взгляд у Феди — это выходит не в пример лучше, чем у Сарика Адреасяна с его «русскими» «Защитниками» и другими маловменяемыми творческими выделениями.

  4. Ответить
    бображелатель 24.05.2017 в 18:29

    Сергей, не сочтите за грубость и/или излишнюю фамильярность, но ваши «SEO-выверенные» ответы, оставляют впечатление шаблонности и штучности. В них нет человека (страсти, эмоции, личное мнение), но есть маркетолог…

    Что до Адреасяна, то не худший из ремесленников в путинской России, но однозначно не дотягивает до уровня Бондарчука. Кустарные киноматографические поделки второго, как режиссерское откровение свыше — для первого. Это можно наблюдать по кастингу, по провисанию сюжета и другим менее значительным элементам разных кинокартин.

    Подробно разбирать «творчество» вышеозначенных деятелей не имею желания. И это говорю не с позиции ханжи, сноба и великого киноэстета, а ровно потому, что всё то советское и ментально близкое русскому человеку из поделий этих конъюнктурщиков полностью выхолощено. В советских фильмах, как правило герой погружён в себя, озадачен рефлексией в попытках найти/собрать свой внутренний мир в силу разных жизненных обстоятельств. В фильмах нет насилия, но есть поиск и осмысление.

    Сейчас всё наоборот — фильму нужно продаваться, но не нужно воспитывать Личность. И если американская киноматографическая пропаганда, делает мало того, что качественно, так ещё и относительно неплохо может завуалировать для своего обывателя, что США земля обетованная и как им повезло быть американцами. То в случае с Россией наблюдается тотальная вторичность и калька с голливудского кинопрома.

    Повторюсь, посмотрите «Защитники» (в народе «Защеканцы») и сравните с убогими (с точки зрения морали) экранизациями комиксов Марвел. Лос-Анджелес порожняк не гонит, там у героев есть мотивы и цели, есть причинно-следственная связи их поступков, пусть даже по факту это и выглядит, как детско-юношеский максимализм взрослых дядь и тёть. В российской и по «авторитетному» мнению Сарика очень самобытной, русской истории «Защитников» и близко нет ничего из перечисленного выше.

    • Безусловно у каждого своя точка зрения, в этом и прелесть окружающего мира, было бы скучно жить, если бы все люди имели одно мнение на все. Я очень люблю Федю, особенно недооцененный «Обитаемый остров», на данный момент считаю это его лучшей работой. Лучшей в плане сценария и реализации идеи. Если рассматривать техническую реализацию фильма, то «9я рота» выглядит гораздо убедительней, но в ней нет какой-то новой концепции. Обязательно посмотрю «Защитники» и «Викинг», когда найду свободное время и будет настроение на просмотр этих киношедевров.

    Оставить отзыв

    Войти с помощью: