Мафия: Игра на выживание

Фильм «Мафия: Игра на выживание» 2015 год

Режиссер: Сарик Андреасян

Обзор на этот безусловно выдающийся фильм «Мафия: Игра на выживание» состоит из двух частей и является сплошным спойлером, впрочем этом вам никак не помешает получить удовольствие от просмотра, а вполне возможно что вы не испытаете разочарование от первого просмотра фильма, а сразу испытаете удовольствие, как я от второго.

Ожидание от фильма

Многие знают о игре «Мафия» . В игре две команды «мафия» и «мирные жители», суть проста задача мирных вычислить мафию и пересажать в тюрьму, задача мафии убивать мирных жителей прибегая к ухищрениям в виде лжи, мнимого сотрудничества и всяческих манипуляций. В общем процесс интересен и захватывающий, причем интересно не только играть в мафию, но и наблюдать со стороны за ходом игры, особенно когда не знаешь ролей, кто мирный, а кто мафия.

Первый просмотр фильма

Перед просмотром фильма я предположил что будет та же атмосфера что при игре в мафию, запутанные диалоги, попытки подловить на слове, эмоции, «паранойя», лживые заявление, а получилась Мафия без Мафии. Диалоги персонажей просты как двери, мало интересны не информативны, скучны, интриги нет и проблема даже не в этом, а в том что нет саспенса, нет переживания за персонажей поскольку почти все они являются лицами с суицидальным наклонностями и пришли на эту игру что бы умереть. Почему у меня должен вызывать сочувствие человек, который достигает того, что хочет? Пришел умереть — умер, в чем проблема? Разве это интересно смотреть?

Сюжет

Москва. Далекое будущее. Рейтинги телевидения падают. Для поднятия рейтингов и развлечения зрителей выпускается шоу со смертью в прямом эфире «Мафия», где за солидный куш сражаются 11 человек. Сюжет не оригинален, тот же «Бегущий человек» строился на аналогичном принципе — смерть в прямом эфире для поднятия популярности шоу.

За победу в игре выживший получает огромный денежный приз в 1 миллиард рублей, но герои фильма не вычисляют мафию, что бы победить, а опираются на личную неприязнь вызванную разным социальным статусом и мировоззрением. Если в настоящей игре Мафия, диалоги направленны на выживание (мафия знает друг друга, и играют сообща), то в фильме игроки крайне вялые, персонажи голосуют наобум, бессистемно, потому что у персонажей нет цели — выжить.

Основная фишка фильма это сама смерть персонажей, когда голосование определяет жертву, раскрывается его роль мирный или мафия и героя помещают в биореактор траснлятор. Именно этому действу отведена основная часть фильма. Человек умирает в трансляторе от собственных страхов, которые проецируются из его мозга на телеэкраны и это основная часть развлекательного шоу. Это печально не потому что жалко героев, а потому что не раскрывается вся прелесть многогранной игры — Мафия.

транслятор

транслятор

Персонажи

В целом мне понравился каст и актеры попадали своей актерской игрой в образы. Проблема в том что эти образы достаточно поверхностны. Да, по ходу фильма нас знакомят с краткой историей персонажа, но то ли я циничен, то ли Кубрик с Тарантино меня развратили более детальной проработкой личностей героев. Посудите сами, краткая история и далее по сюжету фильма герой сидит в кресле с деревянным лицом и еле выдавливает из себя пару фраз, а после, когда наступает его очередь — умирает. Я не расчувствовался достаточно плоскими персонажами, то ли истории персонажей слабые, то ли сюрреалистичные в совокупности, то ли слишком мало времени уделили знакомству с персонажами.

Лука Сергеевич (Вениамин Смехов) миллиардер, сам с нуля построил честный бизнес в сфере инвестиций. Игрок по жизни, всю жизнь рисковал по крупному и нажил целое состояние, его внуки только и ждут когда он умрет. А его ничего не интересует в жизни кроме азарта. Составил завещание, что если умирает на игре, то внуки не получат ничего. Один из самых понятных, простых и органичных персонажей фильма.

Илья (Андрей Чадов), инженер, тяжело и неизлечимо болен, жить ему осталось несколько месяцев. Мотивация участвовать в игре — обеспечить семью, перед своим уходом в мир иной. Вялый персонаж, за весь фильм выдавший всего пару фраз.

«Кривой» (Алексей Гришин) и Иван (Артем Сучков) они осужденные и им выпал шанс в случае победы получить свободу, по условиям игры денежный приз получить не могут. Кривой — гипертрофированный гопник, типичный «баклан» (хулиган, мелкий уголовник) , легко выходит из себя, тут режиссер перегнул палку, на реально крутого уголовника не тянет. Иван — молодой парень, которого подставили, драматичный персонаж и почти единственный кто вызывает сочувствие.

Владимир (Вячеслав Разбегаев) военный офицер, которого мучают угрызения совести, причина -погибшие подчиненные. Склонен к суициду. Образ гипертрофированного вояки, эдакий суровый и жесткий — живой советский герб. Кроме омерзения от бахвальства не вызывает никаких эмоций, ведь в фильме будет показано что он боец разговорного жанра, а в реальности — ничтожество погубившее солдат. Плоский персонаж.

Катерина (Виолетта Гетманская) детдомовская, склонна к суициду. Самый слабый актер из всего каста, актриса просто с деревянным лицом и эмоциональностью стремящейся к нулю проговаривает свои диалоги настолько пофигистически, что закрадывается подозрение в том что она работала бесплатно. Абсолютно картонный и плоский персонаж.

Лариса (Ольга Тумайкина) домохозяйка, алкоголичка, склонна к суициду. Имела семью, но пристрастилась к алкоголю и все потеряла. Вменяемая актерская игра. К сожалению волей сценариста персонаж сливается «роялем из кустов». 

Кирилл (Вадим Цаллати) байкер, заядлый спорщик, на игру попал из-за спора. Раздражающий персонаж своей отстраненностью и немного идиотским выражением лица на протяжении всего фильма. Почему то вспомнился Максим Каммерер из «Обитаемого острова» Феди Бондарчука.

Константин (Юрий Чурсин) один из ведущих сотрудников игры «Мафия». С этим персонажем с самого начала все не так. Нет, Юрий Чурсин сыграл нормально, понятного и привычного персонажа обладающего экстрасенсорными способностями, это сценарист перекурил чего-то запрещенного.

Пётр (Евгений Коряковский) Поклонник балерины Марии, на игру пришел из-за нее. Истеричен. Я понимаю зачем ввели этого персонажа, что бы накалить драму и сделать повествование более трагичным, но смотрятся его истерики отвратительно. Также с этим персонажем связана самая сильная и драматичная сцена в фильме.

Мария (Наталья Рудова) балерина, в автокатастрофе получила травму и вынужденно завершила карьеру. На игру пришла с целью выиграть денег на операцию, что бы вернутся в балет. Персонаж не успевают раскрыть настолько, что бы можно было действительно за него переживать.

Организатор игры «Мафия» (Виктор Вержбицкий) создатель, «архитектор», кукловод, злой гений. Организатор выглядел плоско, виной тому слабые и нелепые диалоги, не понимаю как можно так плохо прописывать персонажей. Виктора Вержбицкого люблю как актера по замечательному ремейку «12» и тому же «Ночной Дозор», но вытащить персонажа он увы не сумел.

Пересказывать фильм не вижу смысла. Скажу только, что единственная сильная и драматичная сцена которая меня зацепила, это смерть в море. Этот ход я уже где-то видел в другом фильме, но все равно сама сцена построена очень качественно. Нагнетание тревоги, безвыходность ситуации, которая приводит к смерти. Сама смерть достаточна романтически представлена, за секунду до атаки акул герой видит образ любимой.

Итог первого просмотра

Разочарование от того, как можно было так плоско и неинтересно раскрыть сюжет используя, как антураж игру Мафия. И в целом все есть, отличные актеры российского кино, бюджет фильма в 180 миллионов рублей, что отнюдь не мало. Но мысль что я что-то упустил не покидала меня, я детально проанализировал фильм и пришел к выводу что это не фантастический триллер по мотивам игры, а стеб на будущее одной страны. И я решил пересмотреть фильм, что бы убедиться или опровергнуть свою догадку.

Второй просмотр фильма

Фильм снят для американского зрителя и это чувствуется с первых минут и концепцией подачи видеоряда и антуражем. Поскольку воспринимать фильм как фантастический триллер решительно невозможно, я решил попробовать воспринять его как фантастический фельетон с пророческим уклоном на современную реальность и сразу все стало на свои места.

Забавно что слово «Россия» или «РФ» ни разу не упоминается в фильме, но с самого начала фильма понятно что действие происходит в Москве. Российская Федерация — 51 штат США? Об этом не говорится прямо, но явно подразумевается. Только не подумайте что я что-то придумываю, сейчас будут факты, если глубоко копать то удовольствие от фильма — гарантировано.

1. В больнице на экране перед балериной цена за операцию в долларах — 249.999$. Поясню что разница между версиями визуально заключается в надписях на мониторах и информационных табло, в англоязычной версии все надписи на английском, в русскоязычной — на русском, но цена за операцию почему то в долларах в обоих версиях фильма. Это не может конечно же служить основным доказательством, этот факт лишь дополняет общую картину. Вообще это выглядит странно, известная балерина, имеет хороший автомобиль, ее знает «каждая собака», она получает отличное медицинское обслуживание. Но видимо в Москве будущего балерины работают «за еду», автомобили раздают бесплатно вместе с топовым медицинским обслуживанием, а вот четверть миллиона долларов это неподъемная сумма для известного и не бедного человека у которого наверное нет ни друзей ни влиятельных знакомых, которые могут помочь финансово и даже банки не хотят помочь несчастной. Пару лет она оббивала все пороги и зарабатывала как могла, но не собрала даже и 10% необходимой суммы. Ок, допустим два года, десятая часть суммы это — 25.000$ разделить на 24 месяца = 1046$ в месяц, что то с Москвой будущего не так, раз известная балерина не может заработать такие скромные деньги. Объяснение только одно, рубль будущего — фантик, но тогда это противоречит концепции фильма, в которой говориться что главный приз 1 миллиард рублей — огромная сумма. И по условиям игры Мария могла быть единоличным обладателем данной сумы лишь в одном случае, если она — мафия и осталась одна в конце игры, если бы мафии было двое, то по пол-миллиарда на нос. Если она мирный, то в случае победы, пришлось бы делить между всеми мирными поровну. Что то с математикой в этом фильме явно не так. И цена за операцию в различных версиях отличается на 9 долларов, забавно.

цена за операцию(русскоязычная версия)

цена за операцию(русскоязычная версия)

цена за операцию(англоязычная версия)

цена за операцию(англоязычная версия)

2. Есть вид наказания — смертная казнь через электрический стул. Это значит что в РФ будущего отменили мораторий на смертную казнь, ну или в России действуют законы США.

3. Заключенные ходят в традиционных американских оранжевых робах.

заключенные в оранжевых робах

заключенные в оранжевых робах

4. Военные в России вооруженны автоматическими винтовками столетней давности, видимо госдеп запрещает 51 штату США использовать свои наработки, например автоматы Калашникова. А вот террористы с «калашами» , к чему бы это? Да и форма в будущем какая то странная, похоже что сильно урезали военные расходы и одевают абы как.

российские военные будущего с М16

российские военные будущего с М16

Забавности и совсем не плагиат

У организатора игры «Мафия» костюм в стиле «Привет Голодные Игры», видимо сознание режиссера поработил успех бесталанного, но кассово-успешного фильма, раз стилистика позаимствована. Нужно больше рюшечек, стразиков, мехов, дебильного кроя одежд, ведь именно так выглядят умные и хитрые злодеи в будущем, и вообще есть специалист по таким вопросам в российском кинематографе, нужно было обратиться к профессионалу — Федору Бондарчуку.

костюм в стиле Голодные Игры

костюм в стиле Голодные Игры

Антураж сцены где происходит главное действо, со всеми этими шнурами и неоновой подсветкой мне почему то напомнил Матрицу. Один я такой?

Матрицу совсем не напоминает

Матрицу совсем не напоминает

Федеральный суд в Москве будущего располагается в бомжатнике. Стены красноречивое подтверждение и судья в двубортном ватнике.

Федеральный суд в Москве будущего

Федеральный суд в Москве будущего

Суть

Константин решил принять участие в игре, что бы убийства в прямом эфире прекратились. В одном из диалогов он дает информацию Катерине о том как выжить, когда она попадет в транслятор. Далее голосует против себя. Тут стоит заострить внимание, что пытаются это выдать за драму с контекстом «это первый случай за всю историю, раньше никто так не делал», во первых слабо вериться, учитывая какое количество суицидников участвует в данной конкретной игре и можно предположить сколько до этого участвовало, во вторых ну и что? все равно Константин пришел умереть и осуществил свое намерение. При этом он своей многоходовочкой переиграл организатора и оказывается он не боится умереть старым, это даже его мечта! Такой бред не может не веселить, я только не понял как он своей «жертвой» помог уничтожить игру?

После того как Катю слили на голосовании автоматика перемещает ее в транслятор, попутно Кирилл решает составить ей компанию. КАК ЭТО РАБОТАЕТ??? Если двух человек поместить в транслятор то они оказываются в «страхе» одного из них? Каким образом? Катя боялась гигантских змей и непонятного вида многоголовую крякозябру на плохо нарисованном хромакее? Получается она выдумала себе страх, несуществующих существ и несуществующее место, поверила в его реальность и возможность там очутиться, а потом начала боятся? Или проблема в том что мне никогда не понять шизофреника? Ой ладно, Катерина с Кириллом оказываются в страхе Кати, побеждают смешную «Диаблу» способом который подсказал Константин и оказываются в комнате организатора игры, где происходит бессистемный диалог. Снова уши Матрицы вылезли. Разница лишь в том что диалог Нео с архитектором был осмысленным и философским. «Как? Мы все еще в игре?» Ну и весь этот бессмысленный пафос завершается словами организатора — «Мафия дело всей моей жизни, я не могу ее потерять» и открывает страшную тайну, что это он оказывается влиял на ход игры, о боже мой, какое откровение! А я то думал что это кристально честная игра, где в прямом эфире убивают людей. Организатор объяснил что рейтинги падают, людям надоело смотреть на смерть в прямом эфире поэтому пришлось что-то менять и он решил показать любовь.

Как мы все еще в игре

Как мы все еще в игре

Вывод Кати и Кирилла, нам Константин дал способ уничтожить игру, но мы проиграли. Но ничего не закончено, мы снова записались на игру, ведь нужно снять вторую часть фильма.

И у меня возникли вопросы, Кате и Кириллу сохранили жизнь, как это объяснили зрителям? Нельзя так просто нарушать правила своей же игры. По логике фильма получается что умолчали о том что парочка выжила, но тогда как они могут принять участие в следующей игре, ведь вскроется обман. Вариант с тем что сказали о том что они выжили я не рассматриваю, поскольку нарушены правила игры и Катю надо убить или переиграть раунд, где трое мирных против одной мафии. Но в фильме хэппи-энд, следовательно для зрителей Катя с Кириллом мертвы. Сиквел в опасности!

И забавные слова Кати перед титрами: «Игра в которой почти нет шансов на победу» , ну как бы 11 игроков, 2 мафии и 9 мирных, шансы у мирных достаточно велики, если есть желание победить, а не вести бессмысленные диалоги и монологи ниочем, «Но когда зло остается не наказанным всегда найдется тот, который готов бросить вызов системе» , столько пафоса в одном предложении я давненько не встречал в фильме, причем бессмысленного. В данной вселенной игра «Мафия» с убийствами в прямом эфире не является чем то аморальным, это обыденность, о каком зле идет речь? Участие в игре добровольное даже для зеков. И в чем собственно заключается вызов системе, для меня осталось загадкой. «Тот кто верит в правду и свои идеалы, тот кто готов бороться до конца» , в чем же эта борьба выразилась? И каковы итоги этой борьбы? Система разрушена? Понесла какой-то урон? К чему весь этот дутый пафос, если ровным счетом ничего сделано не было что бы разрушить игру, я уже молчу о системе которая в целом равнодушно относится к игре, поскольку игра уже поднадоела и рейтинги падают, и в завершении коронная фраза, слоган фильма:

«Потому что город все еще засыпает и просыпается…»

Фильм мне понравился, буду ждать сиквел, надеюсь сценарист будет тот же. Возможно я упустил какие то «пасхалочки», а фильм гораздо глубже, просто я не до конца понял глубинный философский подтекст. Может действительно системе был нанесен сокрушительный удар, а во второй части ребята положат ненавистную систему на лопатки, кто знает. Буду ждать продолжения…

Теги:

Мы будем рады и вашему мнению

      Оставить отзыв

      Войти с помощью: