Викинг (фильм 2016) критика, мнение

«Викинг» — российский художественный фильм, повествующий о приходе к власти на Руси в десятом веке Владимира Святославича. Фильм является одним из самых высокобюджетных для российского кинематографа на данный момент, расходы составили более 1 миллиарда рублей. «Викинг» претендует на историчность, учитывая факт, что авторы взяли за основу события описанные в «Повести временных лет».

Фильм «Викинг» 2016 год

режиссер: Андрей Кравчук

Мой друг Дмитрий был впечатлен данной кинокартиной и просил меня написать о ней, да и читатели блога упоминали о «Викинге», но все не хватало времени посмотреть сей кино-шедевр. Наконец на выходных я посмотрел фильм и составил мнение.

Название фильма

В широтах восточной Европы было принято звать данный людей — варягами, авторы почему-то решили использовать слово — викинг, подозреваю что это было использовано ради привлечения внимания англоговорящей аудитории к фильму.

варяг - намекает

варяг — намекает

Мои ожидания от фильма

Я не особо интересовался историей Древней Руси, но примерно знаю хронологию событий того времени, поэтому мне хотелось что бы фильм дал ответ мне на три вопроса:

  1. Как Владимир пришел к власти и объединил земли Руси.
  2. Почему он решил принять православие? Под давлением каких факторов.
  3. Что за человек был Владимир, как личность.

Что в самом фильме

Пересказывать сюжет полностью не вижу смысла, остановлюсь лишь на том, что зацепило. Владимир едет в Полоцк к Рогволду с намерением сватать его дочь Рогнеду, предполагая что тесть поможет ему войском, для того что бы осуществить месть против брата великого князя Киевского Ярополка Святославича, который убил на охоте другого брата князя древлян Олега Святославича(жениха Рогнеды). Рогнеда стает в позу и отказывается выходить замуж, попутно оскорбляя Владимира что приводит его в гнев, Владимир ведет в атаку своих воинов на Полоцк. Результат — насилует Рогнеду на глазах у своих воинов и ее родителей, берет ее в жены силой. Далее идет на Киев, заходит в пустой город, берет в плен жену Ярополка Ирину. Войска брата находятся недалеко от Киева, Владимир заманивает хитростью на переговоры Ярополка и убивает его. Народ Киева не считает его за правителя, Владимир свергает идолов брата и приказывает откопать и установить идола отца. К Киеву подходят печенеги, которых нанял Варяжко(подручный убитого Владимиром Ярополка) за золото Ярополка. Владимир отдает Варяжко — Ирину в обмен на обещание увести печенегов, Варяжко его обманывает, но по Днепру приплывают ромеи(византийцы), половцы отступают, поскольку у византийцев в плену находится сын Хана и они соблюдают договор. Ромеи от Владимира хотят что бы Владимир взял город Корсунь, который восстал против власти Константинополя и установил там порядок, Владимир соглашается, но просит взамен Анну в жены, сестру императора Византии. Отбивает Киев от нашествия половцев и с войском отправляется к Корсуню, берет его штурмом, принимает православие и крестит Русь. Хэппи Энд!

в Киеве отключили воду, лишь Рогнеда успела помыться

в Киеве отключили воду, лишь Рогнеда успела помыться

Персонажи

Фильм сразу начинается с мешанины абсолютно невзрачных и одинаковы выглядящих персонажей. Они все грязны, как будто специально в грязи валялись и потом не мылись месяцами, все выглядят явно не опрятно. Как в азиатском кино, все на одно лицо, различаешь только по именам, но дело в том что персонажей с именами не так и много и вообще сложно с первого раза разобраться кто кому и что говорит.

Изредка у персонажей бывают чистые лица, но лишь на несколько мгновений, далее они опять где то пачкаются и основной хронометраж фильма ходят чумазыми.

Лишь у двух женщин на протяжении всей картины чистые лица у Ирины(православная) и Рогнеды(язычница). Если с Ириной все понятно, ну православные самые чистоплотные в рамках данного кинематографического мирка «Викинга» и вообще все православные всегда чистые и опрятные, то язычники всегда одеты в лохмотья и грязные как свиньи, видимо Перун запрещает мыться и носить чистую одежду, даже женщинам, за исключением Рогнеды.

Микроскопический мирок

Население в ранней средневековье было значительно меньше нынешнего. В крупных городах тогда жило немногим больше пары тысяч человек, по сути это сопоставимо с небольшим современным селом, но в фильме города это пару избушек.

Вообще у фильма нет эпичности и масштабности, все происходит при участии каких то маленьких групп людей, даже боевые действия. Да тогда армии были не многомиллионными, а могли вполне состоять из нескольких тысяч человек, но не 50 же! Даже половцы, многотысячная армия лишь на огромном отдалении в виде точек представлена массовостью, когда же идут съемки крупным планом их не более 20-30 в кадре. От этого создается впечатление, что все войны, да и вообще все приключения Владимира, это так, вылазка гопников на прогулку и стычка с другими гопниками.

Те же «300 спартанцев» имели эпичность и масштабность, была показана огромная армия Ксеркса, зритель проникался ужасом и неизбежностью надвигающейся беды, появлялось сочувствие македонянам. Ну и собственно локальные противостояния воинов сняты крайне эпично, в кадре четко акцентировалось внимание на воине, который ведет бой с превосходящим противником, дополнительно использовался технический прием — слоу мо, для увеличения акцента. Такие сцены намертво врезаются в память.

С этим у «Викинга» все плохо, нет ни одной красивой стычки или драки, в кадре не понятно кто кого и как бьет, какая то мешанина, при этом все серо не интересно, не сочно и не запоминающиеся, слоу мо не понятно зачем и на что акцентирует внимание. Оператор — аматор.

Вообще нет ни одного запоминающегося кадра в фильме, который бы можно было бы припомнить, за исключением заключительных, но об этом позже.

Доспехи и оружие в целом выглядят достоверно, но меня немного озадачило наличие арбалетов, на Руси они появились лет на 300 позже, если википедия не врет.

Я так и не понял сколько этих самых варягов нанял Владимир, по моим впечатлениям — человек десять, не больше.

Вообще в фильме полно глупых, идиотских, противоречащих здравому смыслу сцен, ляпов и просто арт-хаус. 

Боевка, войнушка

Варяги требуют от Владимира оплаты своих услуг, иначе отказываются сотрудничать. Владимир платит драг металлами, попутно оставляя без украшений свою жену Рогнеду и свояченицу Ирину. Варяги принимают оплату, но говорят что мало и дают на битву с половцами всего лишь одного «самого лучшего» воина, который дохнет крайне глупо, убив всего лишь пару врагов.

Варяги постоянно варят варево из мухоморов и пьют его, и это якобы делает их берсерками, но в фильме не раскрыто это, кроме самого приема данного чудо-напитка. Кстати Владимир отведав его, ведет себя крайне неадекватно и вяло, сначала насилует Рогнеду(еще не жену), далее блюет и укладывается спать в грязи на улице.

Половцы осаждают Киев(тогда еще деревянный), Владимир принимает мудрое решение поджечь колеса от телег и скидывать их с крепостных стен на половцев. Как не глупо это звучит — это работает! Колеса катятся сотни метров, попадают четко во врагов, при этом сжигая все на своем пути, аки напалм. Половцы в ужасе разбегаются, но проблема, стены Киева тоже начинают гореть. Ирина(православная) молится и о чудо, начинается дождь, Иисус спасает Киев!

При осаде Корсуня, драккары по приказу Владимира затаскивают на холм, что бы воины не разбежались. Когда внезапно появляются половцы, наш мудрый герой принимает гениальное решение атаковать половцев в драккарах методом спуска с холма и эта идиотия каким то чудом работает. Законы физики отдыхают.

Половцы себя ведут странно, у ромеев в плену сын Хана, поэтому они с ромеями не воюют, ок. Когда ромеи приплывают к Киеву, половцы отступают и ждут пока ромеи не уплывут. Далее Владимир идет на Корсунь(город ромеев) и снова там встречает половцев и у меня возник вопрос. Какой смысл было базилевсу нанимать Владимира что бы он подавил восстание в Корсуне, если он мог для этого использовать половцев? Почему половцы лояльны к мятежному городу ромеев? Золото Варяжко они уже отработали.

православные чистые и красивые

православные чистые и красивые

Язычество, православие, религия

На землях Руси — язычество, язычники выглядят, как бомжи, грязные с вымазанными лицами в тряпье. Православные все в чистых одеждах и с чистыми лицами.

Финал фильма — самые забавные и запоминающиеся кадры(почти икона), когда происходит крещение Руси и сотни еще язычников, но уже абсолютно чистых и в чистых, я бы сказал белоснежных одеждах заходят в Днепр. Они еще не православные, но уже чистые и в чистых одеждах — символизм.

По фильму у меня сложилось впечатление, что Владимир принял православие исключительно потому что хотел взять в жены Анну, принцессу византийскую ну и почему то проникся доверием к попу Анастасу и исповедовался ему. Ну и Ирина конечно повлияла на его решение, ведь она помолилась боженьке и дождь спас Киев от пожара, хотя в то же время киевляне молились Перуну. Почему Владимир решил что это Иисус послал дождь, а не Перун — не понятно, видимо православная красивая и чистая Ирина была убедительней, чем грязные язычники оборванцы киевляне.

В фильме даже не рассматривается то что Русь могла стать не православной, а например католической или мусульманской, ведь разных миссионеров хватало. Тупо две религии, язычество и православие, других не существует.

Это слабая сторона фильма. Однобокость, что бы у зрителя сложилось впечатление, что кроме православия у Владимира не было выбора, это не так.

Приход к власти и личность Владимира

Убийства, насилие, обман, ничего нового, это во все времена было. Рогнеду изнасиловал и взял в жены, брата убил, узурпировав власть, залил кровью землю Руси. По моим представлениям это должен быть жестокий, хитрый, расчетливый человек обладающей впечатляющей харизмой. Проблема в том что в фильме Владимира Святославича показали, как слабовольного меланхоличного, постоянно сомневающегося, вечно ноющего и рефлексирующего слабака. Получается психологический портрет человека полностью противоречит его поступкам, что в реальной жизни не встречается.

Дело в том, что тогда прессу и зомбоящик не изобрели для пропаганды населения и правитель должен был быть сильным, внушать страх и уважение своим одним видом и присутствием, быть непререкаемым авторитетом, иначе его попросту задушили или зарезали свои. За слабым правителем никто не пошел бы в бой, а тут получается Владимир полный слюнтяй, но его все слушаются. Даже киевляне после убийства Ярополка не бунтуют, им лишь не нравится то что Владимир, сын наложницы, то есть формальный признак.

Авторы фильма явно перегнули палку и сделали Владимира сильно чувствительным и нежизнеспособным правителем в реалиях того времени. Совершает сильные поступки, сам при этом слюнтяй. Как это возможно?

Кому смотреть?

Детям, что бы прочитать, как все было на самом деле, ведь персонажи очень колоритные и события интересные, да и свою историю знать полезно. Просто режиссер не смог передать это в фильме. Фильм — блеклый, не запоминающийся, проходной, не смотря на неплохой каст актеров.

Теги:

Мы будем рады и вашему мнению

      Оставить отзыв

      Войти с помощью: